увы, такова участь талантливых норвежцев, невольно оказавшихся в тени великого затворника. ни у кого из них не нашлось своей песни сольвейг, своей пещеры горного короля, способной вытянуть их на самый верх. однако это не повод предать этих норвежских шахер-махеров забвению.
йохан халворсен - муж племянницы грига. не самая интересная деталь в его судьбе, предоставим слово музыке, которая расскажет об авторе гораздо больше, чем на то способен человечий язык.
одно из юношеских стихотворений александра проханова завершается элегическим экспромтом:
Желтели в полях посевы,
За речкою луг волновался.
С горы ему улыбался
Добрый хозяин Сева.
в прозвучавшем только что "марше бояр" нам улыбается добрый хозяин йохан.
второй норвежец - популярный в россии конца XIX века кристиан синдинг. его сочинения с успехом исполнялись на концертных площадках нашей родины, но в то же время доподлинно известны слова, произнесенные петром чайковским по поводу фортепианного квинтета синдинга: "я многое себе позволял, но такого - никогда!"
а мы себе позволить можем, пусть и в отношении другого произведения - "шелеста весны". никто нас не упрекнет ни в черствости нравов, ни в прославлении либертарианского трансгуманизма.
признаться, мне самому пока не очень по душе шершавый язык, которым я пытаюсь тут что-то проговорить. не вполне устраивает и взятая интонация. как говорил максим горький, "написанное мною об анатоле франсе мне уже неловко читать, ибо я вижу, что одел эти образы в ризы из фольги".
и фольгу сбросим, и язык новый найдем, лишь бы понимание трех главных вещей никуда не пропадало:
1. в музыке только гармония есть.
2. необъяснимость безнадежна
3. сдохнете и без наших сабель от кокаина
Комментариев нет:
Отправить комментарий